Международный день борьбы с коррупцией

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, резолюцией от 21 ноября 2003 года, день 9 декабря, начиная с 2004 года, провозглашен Международным днем борьбы с коррупцией.

В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

Международный документ подписали представители 100 государств мира. В 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, в целях приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами.

В Российской Федерации Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Осознавая, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективность государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, государства – члены Совета Европы и другие государства подписали 27 января 1999 года Конвенцию «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Россией Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ).

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предлагает государствам-участникам перечень типов противоправного поведения, которые представляется признать в национальном законодательстве в качестве уголовно наказуемых деяний коррупционного характера.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года (Россией Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ) конкретизирует и уточняет данный перечень уголовно наказуемых деяний.

Правовую основу противодействия коррупции составляют также нормативные правовые акты национального законодательства, устанавливающие то или иное поведение в качестве противоправного. В первую очередь речь идет об уголовном законодательстве, тем более что в указанных выше международных Конвенциях речь идет об уголовно-правовых методах борьбы с коррупцией в связи с особым характером общественной опасности данного социального явления.

Государственной Национальной стратегией органам прокуратуры предложено рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопас­ности Российской Федерации, принимать меры к усилению борьбы с коррупцией и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.

Важнейшей задачей надзорной дея­тельности определено своевременное предупреждение коррупци­онных правонарушений, выявление и устранение их причин и ус­ловий.

Особенностью российского законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности. Именно поэтому вместе с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» были внесены изменения, в том числе, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ – введены ст.ст.19.28, 19.29 КоАП РФ, предусматривающие строгое наказание за совершение коррупционных правонарушений.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин. Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы.

В силу изложенного, правовую основу противодействия коррупции составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности. Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов Федерации, так и подзаконные нормативные акты.

Основные меры по профилактике коррупции обозначены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 6). В перечне мер по профилактике коррупции, в том числе, закреплены такие меры, как: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Другой закон, связанный с противодействием коррупции и непосредственно направленный на ее профилактику — это Феде­ральный закон от 17.07.2010 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норматив­ных правовых актов».

Органами прокуратуры Российской Федерации при осуществлении надзорных мероприятиях проверяется исполнение указанных законов, а также законность нормативных правовых актов органов государственной и муниципальной власти и их проектов, на соответствие их законодательным актам о противодейст­вии коррупции.

Ряд федеральных законодательных актов, которые прямо не посвящены регулированию вопросов противодействия корруп­ции, тем не менее, содержат антикоррупционные нормы, призван­ные предупредить коррупцию в той или иной сфере обществен­ных отношений. Например, федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающие определенные обязанности служащих и границы их правового поведения при несении службы. Реализация законодательных положений о противодействии коррупции осуществлена в ряде указов Президента Российской Федерации. Существует также региональный уровень антикоррупцион­ного законодательства, основу которого составляют законы субъ­ектов Федерации.

Вместе с тем, результаты проводимых мероприятий позволяют прогнозировать сохранение имеющихся негативных тенденций, которые будут оказывать влияние на уровень коррупции в ключевых отраслях экономики, прежде всего в сферах образования, здравоохранения, строительства и ЖКХ; в области реализации целевых программ, работ в рамках государственного и муниципального заказа; в сфере земельно-имущественных отношений; в сфере негосударственного регулирования экономической деятельности, в том числе связанного с незаконным завышением тарифов и цен. Одним из наиболее распространенных коррупционных правонарушений является лоббирование чиновниками интересов предпринимателей, и оказание им «общего покровительства» за незаконное денежное вознаграждение.

Сегодня в правовой жизни России пристальное внимание следует обратить на такой способ механизма противодействия коррупции, как общественное присутствие, участие в этом процессе граждан государства, что будет способствовать значительному снижению уровня коррупционных проявлений в современном обществе.

В прокуратуре Багратионовского района действует постоянный телефон доверия о нарушениях коррупционной направленности. При наличии соответствующей информации Вы можете сообщить об этом на личном приеме, по телефону доверия: 8 (40156) 3-23-44, почтовой связью: 238420, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.57 или по электронной почте bagrat-proc@yandex.ru.

 

 

Подготовил:

заместитель прокурора Багратионовского района

Газдаров К.Г.

Публикация: 02.12.2015
Просмотров: 309