Истребование жилья от добросовестных приобретателей по искам органов власти: что учитывать?

 

В обзоре судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 октября 2014 г.) проанализированы споры об истребовании жилья от добросовестных приобретателей по искам госорганов и органов местного самоуправления.

 Приведены примеры, когда приобретатель не может быть признан добросовестным.

 В частности, такой вывод следует в ситуации, когда к моменту совершения возмездной сделки в отношении имущества имелись притязания третьих лиц, о которых приобретателю было известно.

 Причем такие притязания впоследствии были признаны правомерными.

 Факт включения недвижимости в реестр государственной или муниципальной собственности, а также ее нахождение на балансе лица сами по себе не доказывают право собственности или законного владения.

 Подчеркивается, что в подобного рода спорах необходимо учитывать позиции Европейского Суда по правам человека.

 Рассмотрены отдельные ситуации, когда имеются основания для истребования жилья собственником - публичным образованием в т. ч. от добросовестного приобретателя.

 Такое основание имеется, если жилье выбыло из владения государства или муниципалитета в результате действий лица, которое не имело права его отчуждать, и уполномоченный орган власти непосредственно не совершал каких-либо действий, направленных на отчуждение.

 Также подобное возможно, когда государство или муниципалитет не участвовали в договоре передачи жилья в собственность гражданина, однако право собственности на помещение было зарегистрировано за другим лицом (например, по фиктивным документам), которое впоследствии произвело его отчуждение.

 Недействительность сделки по отчуждению жилья сама по себе не свидетельствует о том, что оно выбыло из владения государства или муниципалитета помимо их воли.

 Разрешая вопрос о добросовестности (недобросовестности) приобретателя, нужно учитывать его осведомленность о наличии записи в ЕГРП о праве собственности, а также принятие им разумных мер для выяснения правомочий продавца.

 Если ответчиком недвижимость приобретена у лица, которое не имело права ее отчуждать, и между истцом и ответчиком нет договорных отношений, то применяются правила ГК РФ о виндикации.

 Причем не важно, какой способ защиты избирает истец (заявляет иск о виндикации, об оспаривании сделки или оба требования одновременно).

 Срок исковой давности по искам об истребовании жилья из чужого незаконного владения начинает течь со дня, когда уполномоченный орган узнал (должен был) о нарушении права.

 

***

Ухаживаете за ребенком-инвалидом? Имеете право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц!

 

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" установлен порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

 Гражданину полагаются 4 таких дня в календарном месяце. Они предоставляются по заявлению лица и оформляются приказом (распоряжением) работодателя.

 Периодичность подачи заявления (ежемесячно, 1 раз в квартал, 1 раз в год, по мере обращения или др.) определяется гражданином по согласованию с работодателем.

 Перечислены документы, которые необходимо представить для получения дополнительных оплачиваемых дней. Это справка об инвалидности ребенка, документ, подтверждающий его место жительство (пребывания или фактического проживания), свидетельство о рождении (усыновлении) либо документ об установлении опеки, попечительства над ребенком-инвалидом. Нужно предъявить их оригиналы или копии. Также необходимо представить справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что он не воспользовался льготой в соответствующем месяце.

 Документ об инвалидности ребенка подается работодателю в соответствии со сроками ее установления (1 раз, 1 раз в год, в 2 года или в 5 лет). Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) - каждый раз при обращении. Остальные - 1 раз.

 Если один из родителей (опекунов, попечителей) не состоит в трудовых отношениях либо является ИП, адвокатом, нотариусом или иным лицом, занимающимся частной практикой, членом зарегистрированных семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, то данный факт нужно документально подтверждать каждый раз при обращении с заявлением.

 Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) не требуется, если имеется документальное подтверждение факта его смерти, признания безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше 1 календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что он не может ухаживать за ребенком-инвалидом, а также если он уклоняется от его воспитания.

 Если одним из родителей (опекуном, попечителем) дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому в этом же периоде предоставляются оставшиеся дни.

 Дни не предоставляются лицу в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения зарплаты, а также по уходу за ребенком до 3 лет. При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня.

 Если в семье более 1 ребенка-инвалида, то количество предоставляемых дней не увеличивается.

 Дни, предоставленные, но не использованные в связи с болезнью лица, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном месяце и предъявления "больничного"). В остальных случаях не использованные в календарном месяце дни на другой месяц не переносятся.

 Дни оплачиваются исходя из среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).

 

***

Госконтроль, лицензирование отдельных видов деятельности, ответственность за нарушение ПДД: нововведения.

 

Поправки, внесенные Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" касаются осуществления государственного и муниципального контроля, а также ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Во-первых, внесены коррективы в ряд законов: упорядочен понятийный аппарат; актуализированы структура и система федеральных органов исполнительной власти; уточнено разграничение контрольных и надзорных полномочий ряда ведомств. Во-вторых, уточнены и разграничены полномочия органов и должностных лиц по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Кроме того, усовершенствован порядок организации и проведения проверок юридических лиц и предпринимателей. Предусмотрено ведение единого реестра проверок хозяйствующих субъектов.

Скорректирован порядок лицензирования отдельных видов деятельности. Отменяется лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений заменяется саморегулированием в этой области.

Значительная часть поправок касается ответственности за нарушения правил дорожного движения. Так, уточнены условия привлечения к ответственности за управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков. Наказывать будут и в случаях, если знаки видоизменены либо оборудованы с применением устройств или материалов, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Для операторов ТО введены значительные штрафы за фиктивный техосмотр.

Смягчено наказание за неуплату в срок административного штрафа, назначенного за зафиксированное видеокамерой нарушение ПДД. За это более не будут назначать административный арест до 15 суток.

Уточнен порядок производства по делам об административных правонарушениях. Так, при применении обеспечительных мер (включая медосвидетельствование на состояние опьянения) и для фиксации совершения процессуальных действий (кроме личного досмотра) разрешено вместо понятых применять видеозапись.

Отменена такая обеспечительная мера, как снятие с автомашины государственных регистрационных знаков (т. н. запрет эксплуатации).

Предусмотрена возможность направления "писем счастья" (постановлений о привлечении к ответственности за нарушение ПДД) в электронном виде через Единый портал государственных услуг.

Уточнен порядок возврата водительских прав после их лишения. Это будут делать только после уплаты наложенных на водителя штрафов за нарушения ПДД.

Федеральный закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

 

***

Референдум по инициативе общественного объединения: дополнительные требования.

 

Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 306-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" скорректирован Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме.

Инициатива проведения референдума может выдвигаться избирательным или иным общественным объединением.

Предусматривается, что в таких случаях ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа объединения либо его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

 

 

Подготовила:

помощник прокурора Багратионовского района

Округ Л.Л.

Публикация: 24.10.2014
Просмотров: 163