Об особенностях осуществления государственного земельного надзора

 

         Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации, в части порядка осуществления государственного земельного надзора.

         Государственный земельный надзор в рамках компетенции осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

         Новый порядок организации и проведения проверочных мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора вступил в силу с 01.01.2015.

         Так, ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Кодексом.

         Со вступлением в силу указанных изменений на органы прокуратуры возлагаются дополнительные полномочия по формированию отдельного ежегодного плана проведения плановых проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

         Статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

         В соответствии с положениями п. 1 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проверочные мероприятия должны проводиться в отношении правообладателей земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, на чаще одного раза в три года.

         Вместе с тем, п. 4 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности в части периодичности планирования проведения проверок и изъятия по кругу проверяемых субъектов. Так, периодичность проведения плановых мероприятий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан определяется отдельно по каждому субъекту.

         При этом проверки органов государственной власти, местного самоуправления осуществляются не чаще одного раза в три года вне зависимости от места нахождения правообладателя земельных участков.

         Внеплановая проверка органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан может быть проведена при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации:

1) выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

2) поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

4) поступление в органы государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) приказ руководителя органа государственного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки;

6) нарушение прав потребителей.

При этом необходимо учитывать, что государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 412).

 

 

Подготовила:

помощник прокурора Багратионовского района  Округ Л.Л.

Публикация: 19.03.2015
Просмотров: 268